Боровик Людмила Степановна

заместитель директора Научно-исследовательского экономического института

Министерства экономики Республики Беларусь

кандидат экономических наук, доцент

г. Минск, Республика Беларусь

Сопряжение стратегий и планов социально-экономического развития Беларуси и Китая

Стратегическое партнерство Республики Беларусь и Китайской Народной Республики все более расширяется.

Главной целью белорусско-китайского сотрудничества является реализация потенциала взаимовыгодного взаимодействия для роста конкурентоспособности национальных экономик и повышения благосостояния граждан в обеих странах.

Поставлена задача по переходу от преимуществ политического взаимодействия и торгового сотрудничества к расширению практического сотрудничества с целью формирования новых источников инновационного роста экономики.

Во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных 28-30 сентября 2016 г. в ходе государственного визита в Китайскую Народную Республику, Правительством страны принято решение по увязке стратегий развития двух стран и разработке на этой основе плана совместных действий Республики Беларусь и КНР на период до 2020 года и долгосрочную перспективу.

Но при этом необходимо учитывать национальные интересы двух стран: и Беларуси, и Китая.

Национальные экономические интересы Республики Беларусь отражены в двух основополагающих программных документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.

В соответствии с этими документами Беларусь исходит из необходимости реализации следующих основных задач:

– привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику;

– ускоренное формирование высокотехнологичного сектора, развитие цифровой экономики и информационного общества;

– модернизация традиционных секторов специализации;

– экологизация производства и формирование «зеленой» экономики»;

– рост и диверсификация экспорта товаров и услуг.

Национальные экономические интересы Китая представлены в таких документах, как Тринадцатый пятилетний план по экономическому и социальному развитию Китайской Народной Республики на 2016 – 2020 годы, долгосрочные стратегии: «Сделано в Китае – 2025» и «Интернет +».

В частности, в пятилетней программе в качестве главных приоритетов развития китайской экономики определены:

– рост на основе инноваций;

– ускоренное развитие цифровой экономики;

– модернизация традиционных отраслей;

– создание новой современной индустриальной системы, которая будет иметь значительные инновационные возможности, производить высококачественную продукцию;

– повышение эффективности китайского рынка путем его дальнейшей интеграции с мировым, в том числе развитие экономической интеграции посредством инициативы «Один пояс и один путь»;

– строительство современной инфраструктуры и улучшение инфраструктурных сетей;

– экологичное развитие, переход к возобновляемой энергетике, внедрение «зеленых технологий».

В качестве одного из главных векторов стратегии развития китайской экономики закреплено увеличение зарубежных инвестиций, поощрение инвестирования национальных компаний за рубежом. И Беларусь – это достаточно новый ареал для китайских инвесторов.

Беларусь же объективно нуждается в новых крупных инвесторах, в привлечении в экономику прямых иностранных инвестиций. И таким стратегическим партнером для нас становится КНР.

Сфера общих интересов затрагивает вопросы совместного продвижения товаров на рынки ЕС и третьих стран, используя транспортно-логистическую структуру, соединяющую рынки ЕС и Азии на Экономическом поясе Шелкового пути.

Не менее значимый вектор обоюдных интересов – инвестирование создания новых высокотехнологичных производств, в том числе на базе Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

С позиции сотрудничества с Республикой Беларусь национальные интересы Китайской Народной Республики состоят в следующем:

– использование географического положения и транзитного потенциала Беларуси для размещения части производственных цепочек и продвижения китайских товаров вдоль маршрута Экономического пояса Шелкового пути;

– расширение объемов поставок китайского оборудования и материалов, других видов промышленной продукции на белорусский рынок;

– импорт продуктов питания, калийных удобрений и других белорусских товаров, потребность в которых имеется на рынке Китая;

– расширение сотрудничества в области создания информационных технологий нового поколения, новых высокотехнологичных производств;

– прямое присутствие на белорусском транспортно-логистическом рынке с целью совместного освоения рынка ЕС и третьих стран.

Национальные интересы Республики Беларусь с позиции сотрудничества с Китайской Народной Республикой состоят в следующем:

– расширение объемов поставок продукции белорусских производителей и улучшение условий их доступа на рынок Китая;

– привлечение прямых китайских инвестиций в модернизацию белорусских предприятий, создание новых рабочих мест, инновационные проекты;

– вхождение китайских компаний в Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» в качестве резидентов с целью создания новых высокотехнологичных производств;

– прямое присутствие на китайском транспортно-логистическом рынке, привлечение китайских партнеров для развития транспортно-логистической структуры, соединяющей рынки ЕС и Азии на Экономическом поясе Шелкового пути;

– совместное освоение новых ниш на рынках третьих стран.

В долгосрочной перспективе главная ставка сделана на инновационную модернизацию экономик двух стран, построение новых цепочек высокой добавленной стоимости продукции. Ядром китайской экономики в данном случае признаны производственные инновации, а инструментом – интеграция информационных технологий нового поколения в производство и сферы общественной жизни. И нам необходимо ориентироваться на опыт Китая в части разработки принятых в этой республике стратегических планов, прежде всего, в таких областях, как информационно-коммуникационные и цифровые технологии.

Политика Китая в сфере ИКТ сформулирована в двух основных документах: Стратегия «Интернет +» и Национальная стратегия развития информатизации.

Стратегия «Интернет +» включает в себя 11 направлений.

Национальная стратегия развития информатизации дополняет стратегию «Интернет +». Одним из ключевых пунктов данной стратегии является развитие собственных ИКТтехнологий, повсеместное внедрение современных цифровых технологий, использование в производстве технологий «Интернет вещей», массивов больших данных, облачных вычислений.

Важным вектором развития китайской экономики является интеграция в промышленный сектор информационных технологий нового поколения. На реализацию этих задач нацелена стратегия «Сделано в Китае – 2025». В ней выделены 11 ключевых прорывных областей. Наиболее интересными для Беларуси с точки зрения новых драйверов роста экономики являются обозначенные Китаем направления по развитию информационных технологий нового поколения и цифровых управляемых машин, производство энергоэффективных автомобилей, фармацевтики, ключевых технологий и оборудования для производства новых материалов.

В качестве «якорных» точек промышленного развития в КНР выделены интеллектуальное моделирование, комплексное применение промышленного Интернета, облачных вычислений и больших массивов данных.

Будущее развитие инновационного вектора нашей экономики также представляется возможным в рамках обозначенных направлений. Часть из них уже нашли отражение в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (далее –НСУР – 2030).

Министерством экономики и НИЭИ проработаны принятые в Китае стратегические планы «Интернет +», «Сделано в Китае – 2025». Многие из обозначенных в этих документах направлений с позиции возможности их развития в Республике Беларусь с участием китайских партнеров внесены в НСУР – 2030, и более детально их планируется прописать в проекте новой НСУР на период до 2035 года.

Это, прежде всего: оптика, электроника и электротехника, микробиология и фармацевтика, производство лазерного оборудования, энергоэффективных автомобилей, медицинского оборудования и материалов. Базовой площадкой их реализации станет Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».

Основные направления развития научно-технического потенциала, обозначенные в НСУР – 2030, дополнены такими, как создание высокопроизводительных цифровых машин, интеллектуального производства. В качестве нового направления определено производство новых конструкционных материалов, функциональных молекулярных материалов, современных композитных материалов, что соответствует направлениям развития Китая.

В НСУР – 2030 обозначен ряд новых направлений развития промышленности, реализация которых возможна во взаимодействии с Китаем. Это цифровые и облачные технологии, «умное» оборудование, высокоточные технологии обработки материалов, промышленные роботы и аддитивное производственное оборудование, интегральные микросхемы.

Отмеченные направления являются наукоемкими, масштабными в плане проведения научных изысканий, требующими больших финансовых вложений и потому дорогими для Беларуси при их самостоятельном освоении.

Взаимодействие с Китаем позволит сократить наши расходы на освоение этих технологий и совершить качественный скачок в технологическом развитии промышленности, освоить новые виды высокотехнологичной продукции и выйти на новые рынки.

В качестве одного из главных приоритетов взаимодействия с Китаем рассматривается внедрение в промышленное производство цифровых, сетевых и интеллектуальных технологий.

Включены такие меры, как развитие цифрового проектирования деталей и технологических процессов, разработка программного обеспечения для обработки больших объемов данных, создание новых промышленных интернет-приложений и др.

В рамках формирования Китаем «зеленой индустриальной платформы» в Беларуси существует интерес к проведению экологической модернизации в традиционных отраслях промышленности (производство стали, цветных металлов, химикатов, строительных материалов, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности).

Перспективным направлением является освоение производства электрического транспорта и необходимых для этого комплектующих (суперконденсаторов, эффективных электродвигателей, зарядных станций и т.п.).

Дополнительным направлением является стимулирование промышленных организаций к разработке и реализации экологических стандартов в области управления и производства, максимально полной переработке отходов.

По развитию транспортной системы в НСУР – 2030 внесены дополнения, которые, помимо их сопряженности с китайскими программами «Сделано в Китае – 2025» и «Интернет +», соответствуют Комплексу мер по совместному продвижению строительства концепции «Один пояс и один путь».

В частности, предусматривается развитие сотрудничества с КНР в сфере транспортной логистики и осуществления грузовых железнодорожных перевозок в направлении «Китай – Западная Европа», в том числе ускоренными контейнерными поездами.

Новым направлением станет информатизация логистических процессов с использованием больших массивов данных и облачных вычислений в сфере логистики.

С целью развития грузовых воздушных перевозок с Китаем предусматривается открытие Республикой Беларусь доступа к пятой свободе воздуха, которая является необходимым условием дальних перелетов.

С учетом китайского опыта планируются развитие электронных услуг на основе интеграции информационных систем и предоставления доступа к открытым данным, внедрение облачных технологий в различные сектора экономики, создание центров обработки больших массивов данных. Эти направления определены в качестве приоритетов развития китайской экономики, их внедрение представляется целесообразным и в нашей стране.

С использованием китайских инвестиций предложены меры по совместному развитию технологий искусственного интеллекта и их внедрению в производство. Особое внимание уделено содействию совместного развития квантовых вычислений, нейронных сетей, интеллектуального проектирования, Интернета вещей, 3Dпечати, обработки больших массивов данных, технологий дополненной и виртуальной реальности.

И в заключение необходимо отметить, что все внесенные дополнения в НСУР – 2030 в целях ее сопряжения с китайскими программами «Сделано в Китае – 2025» и «Интернет +» будут конкретизированы при разработке плана совместных действий.

Принятый курс на развитие белорусско-китайских отношений «всепогодной дружбы» предполагает следующие направления стратегического партнерства:

– реализация комплекса мер по совместному продвижению строительства концепции «Один пояс и один путь» и повышение в рамках данной концепции уровня взаимного делового сотрудничества, прежде всего, в транспортной и логистической сферах, строительстве других инфраструктурных объектов;

– дальнейшее продвижение работ по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка, повышение его инвестиционной привлекательности с ориентацией на высокотехнологичный сектор;

– расширение всего спектра форм инвестиционного сотрудничества, включая стимулирование притока китайских инвестиций в Китайско-Белорусский индустриальный парк, создание совместных производств;

– обеспечение улучшения условий доступа и расширение взаимных поставок товаров и услуг, совместное освоение новых ниш на рынках третьих стран;

– глубокая и взаимная интеграция белорусских и китайских производителей посредством развития производственной кооперации и реализации инвестиционных проектов по созданию совместных производств;

– развитие сотрудничества в банковской сфере и иных сферах финансового рынка, включая внедрение новых форм финансовой помощи КНР Республике Беларусь и рациональное использование ее средств;

– формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки;

– дальнейшее углубление прямого китайско-белорусского межрегионального сотрудничества.

В долгосрочной перспективе в рамках сопряженности стратегий и программ социально-экономического развития Республики Беларусь и Китайской Народной Республики в качестве приоритетных направлений укрепления межстрановой промышленной интеграции выступают:

– проведение совместных разработок в сфере перспективных направлений цифровой экономики и их внедрение в производство (квантовых вычислений, нейронных сетей, интеллектуального проектирования, промышленного Интернета вещей, 3D печати, обработки больших данных, технологий искусственного интеллекта и др.);

– освоение производства спутников дистанционного зондирования земли, связи и навигации;

– разработка следующего поколения экологичного, интеллектуального, скоростного и большегрузного железнодорожного транспорта;

– освоение производства автомобильного электротранспорта и запчастей для него;

– создание и внедрение в производственный процесс новых конструкционных материалов;

– развитие новой энергетики и создание производств по выпуску оборудования для получения возобновляемых источников энергии, устройств по хранению энергии, интеллектуальных сетей электропередачи;

– разработка новых биотехнологий и лекарственных средств, медицинского оборудования, технологий для поддержки индивидуализированного медикаментозного лечения.