А. А. Тозик

Директор Республиканского института китаеведения имени Конфуция

Белорусского государственного университета

профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол

г. Минск, Республика Беларусь

Сотрудничество университетов Беларуси и Китая – необходимый компонент успешного развития двусторонних отношений

УДК 327.33 + 378.1

Аннотация: в статье проанализированы основные направления реального и потенциального сотрудничества белорусских и китайских учреждений высшей школы, предложены актуальные темы для проведения совместных исследований, а также задачи, которые предстоит решить обеим сторонам для достижения максимально эффективного взаимодействия.

Annotation: the general directions of real and potential cooperation of Belarus and Chinese institutions of higher education are analyzed in the article, current topics for joint research are presented as well as tasks to be solved by both sides to achieve the maximum effect of mutual interaction.

Ключевые слова: научно-информационное и научно-методическое сопровождение; китаеведческие кадры; опыт политики реформ и открытости; потенциал регионального сотрудничества; ресурсы инициативы «Пояс и путь».

Key words: scientific information and scientific and methodological support; Sinology staff; experience of reform and opening up policy; potential for regional cooperation, resources of «One Belt and One Road» initiative.

За 25 лет, с установления 20 января 1992 года дипломатических отношений, Беларусь и Китай прошли огромный путь: от первых контактов и, фактически, узнавания друг друга, до уровня всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Белорусско-китайские отношения развивались поступательно и системно. В этих отношениях никогда не было проблемных вопросов и ситуаций. Обе стороны выстраивали их без оглядки на кого бы то ни было, руководствуясь исключительно собственными национальными стратегическими интересами. С полным основанием руководители наших стран и многие эксперты называют белорусско-китайские отношения идеальными в современной системе международных отношений и мирохозяйственных связей.

За четверть века Беларусь и Китай достигли значительных результатов и накопили значительный опыт сотрудничества как в политической, так и в экономической и гуманитарной сферах. И сформировали огромный потенциал этого сотрудничества. Но вместе с тем: мой профессиональный опыт работы в сфере белорусско-китайского сотрудничества позволяет заявить, что этот потенциал реализуется недостаточно. И в будущем его реализация может еще более осложниться.

Для полной и взаимовыгодной реализации потенциала двустороннего сотрудничества его необходимо обеспечить высокопрофессиональным научно-информационным и научно-методическим сопровождением. Альтернативы этому нет. Партнеры должны хорошо знать друг друга. И не на уровне эмоционального восприятия и заверений в дружбе. Они должны глубоко знать возможности и потребности друг друга, технический и технологический уровень развития конкретных отраслей экономики страны-партнера, правовые условия ведения бизнеса, особенности межличностного и корпоративного общения и многое другое.

Если мы не решим эту задачу в течение ближайших трех-четырех лет, белорусско-китайское сотрудничество никогда не получит того взаимовыгодного развития, которое могло бы получить и потенциал которого, как отмечено чуть выше, несомненно, существует. Решение этой задачи может стать одним из основных направлений сотрудничества белорусских и китайских университетов.

Для Китая эта проблема не является столь острой как для Беларуси. В КНР созданы очень сильные исследовательские институты, центры и фонды как вне университетов (к примеру, в системе Академии общественных наук Китая), так и в структуре очень многих университетов. Развивается в этих учреждениях и белорусоведение. Даже те материалы, с которыми мы имеем возможность знакомиться, дают основания полагать, что государственные органы КНР и заинтересованные китайские компании и банки получают достаточно полную и объективную информацию о Беларуси.

В Беларуси ситуация несколько иная. Белорусская школа китаеведения находится в самом начале своего формирования. А если быть объективными, ее нужно создавать. И создавать достаточно быстро. Актуальность этой задачи отмечена и в известной Директиве № 5 от 31 августа 2015 года Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. В названном документе «создание в Республике Беларусь регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР» названо в числе основных направлений сотрудничества с Китайской Народной Республикой.

В Беларуси основную часть работы по качественному научному обеспечению двустороннего сотрудничества могут и должны выполнить университеты. Здесь сосредоточен минимально необходимый для этого научный потенциал и, главное, они могут обеспечить целенаправленную и системную подготовку китаеведческих кадров.

Вместе с тем, эту работу наиболее успешно можно выполнить только совместно с коллегами из китайских университетов. А работать мы должны вместе потому, что это нужно как Беларуси, так и Китаю. Координаторами этой работы могли бы стать с белорусской стороны -- Белорусский государственный университет и работающий в его структуре Республиканский институт китаеведения имени Конфуция, а с китайской стороны – Даляньский политехнический университет, который плодотворно сотрудничает с БГУ по многим направлениям.

Основными темами межуниверситетского сотрудничества по названному направлению могут быть следующие.

Первая тема. Системный и глубокий сравнительный анализ социально-эконмического развития Беларуси и Китая и в рамках этого исследования изучение актуальности и возможности применения в Беларуси китайского опыта политики реформ и открытости. Именно это могло бы быть исключительно полезным для проведения системных реформ белорусской экономики и обеспечить сопряжение социально-экономических моделей развития обеих стран, что является важнейшим условием сотрудничества в рамках проекта «Пояс и путь».

Сегодня даже самые последовательные в недавнем прошлом оппоненты и критики политики реформ и открытости признают ее выдающиеся результаты и возможность применения ее опыта не только в Азии и не только в развивающихся, но и в так называемых развитых странах.

Для Беларуси может быть полезным китайский опыт создания условий для максимальной реализации инициативы и способностей людей, поддержки всех начинаний, которые: а) способствуют развитию производительных сил, б) укрепляют государство, в) повышают жизненный уровень населения. Китайские реформы привлекают своей осторожностью и вместе с тем динамичностью, системностью и непрерывностью.

Особенно актуальными для нашей страны могут быть следующие составляющие китайской политики реформ и открытости:

- структурные реформы правительства и их роль в феноменальных результатах социально-экономического развития КНР;

- реформирование и управление государственной собственностью;

- материальное и моральное стимулирование руководителей различного уровня;

- регламентация допуска правоохранительных и контрольных органов к финансово-хозяйственной деятельности корпорация и компаний;

- система правовых и иных специальных мер по привлечению в страну иностранных инвестиций и передовых технологий;

- венчурное финансирование бизнеса и прикладных научных исследований;

система стимулирования малого и среднего бизнеса;

- роль иностранных специалистов в успехах китайских компаний и предприятий;

- роль общественных наук и обществоведов в формировании содержания и в результатах политики реформ и открытости;

- роль университетов в обеспечении выдающихся результатов социально-экономического развития КНР, статус университетского профессора.

Вторая тема. Комплексное исследование структуры торгового и кредитно-инвестиционного сотрудничества Беларуси и Китая, существующих здесь проблем, нереализованных возможностей и потенциала. Структура этого сотрудничества не в полной мере отвечает интересам Беларуси. Ее основная проблема – увеличивающееся отрицательное торговое сальдо для Беларуси (в последние годы при общем объеме торговли товарами и услугами в 4 миллиарда долларов США отрицательное сальдо составляет до 2 миллиардов).

Вторая проблема – не соответствующие уровню нашего двустороннего сотрудничества объем и динамика поступления прямых китайских инвестиций в экономику Республики Беларусь (за 2015 год – 77,5 млн. долл. США, из них на чистой основе – 36,7 млн. долл.; за 2016 год – соответственно 99,5 и 36,1 млн. долл.). Практически не используются прямые китайские инвестиции в сфере услуг. Конечно, привлечение прямых инвестиций – задача достаточно сложная, но ее нужно решать.

Третья проблема – неоправданно малый удельный вес в структуре взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества научно-технического компонента. Хотя многие разработки наших ученых, работающих в университетах, академических и отраслевых институтах и центрах могли бы быть востребованы в Китае и реализованы в совместных коммерческих проектах в Китае и в Беларуси.

Как сбалансировать нашу взаимную торговлю товарами и услугами? Какая белорусская продукция и при каких условиях может быть востребована на китайском рынке? При каких условиях страна станет привлекательной для прямых китайских инвестиций? Какие совместные предприятия и где целесообразно создавать с тем, чтобы их продукция в прогнозируемом будущем могла бы быть востребована не только на рынках Беларуси и Китая, но и на рынках третьих стран? Как обеспечить коммерциализацию научных и научно-технических разработок белорусских ученых в рамках двустороннего сотрудничества?

Эти и другие вопросы ждут аргументированных ответов и рекомендаций по их решению от ученых обеих стран.

Третья, не менее актуальная для совместных исследований тема: реализация потенциала белорусско-китайского регионального сотрудничества. Для этого сотрудничества создана достаточная нормативно-правовая база. Межправительственное соглашение о принципах сотрудничества между местными правительствами Китайской Народной Республики и местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь было подписано еще в декабре 2005 года. Важность этой формы сотрудничества отмечается практически во всех последующих двусторонних политических документах. Все области, город Минск и ряд других городов Беларуси имеют соглашения о сотрудничестве или об установлении побратимских отношений с провинциями и городами КНР (как правило, с двумя, а некоторые и с тремя).

Каждая провинция Китая по своим экономическим характеристикам – это страна уровня Италии и Франции по количеству населения, экономике, территории. Население провинции Гуандун, к примеру, в столице которой Гуанчжоу в текущем году открылось Генеральное консульство Беларуси, - 110 миллионов, ВВП провинции равно ВВП России. В провинции находятся офисы, представительства или дочерние производственные структуры всех ведущих мировых и китайских компаний.

К сожалению, должного развития эта форма сотрудничества не получила, хотя потенциал его огромен, как в торговле, так и в кредитно-инвестиционной области. Многие китайские компании провинциального уровня накопили огромные средства (порой на уровне сотен миллионов и даже миллиардов долларов), которые они могли бы взаимовыгодно инвестировать в экономику Беларуси.

Как реализовать потенциал межрегионального сотрудничества, что и как для этого необходимо сделать? Вот тема для совместных исследований ученых областных белорусских и соответствующих провинциальных китайских университетов. Таких исследований пока нет.

Названные выше три темы для совместных исследований тесно связаны с еще одной, четвертой темой: возможности значительного наращивания объемов белорусско-китайского сотрудничества в рамках и с использованием ресурсов «Пояса и пути». Рассчитанная на десятилетия реализации инициатива (проект) Председателя КНР Си Цзиньпина совместного создания Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути ХХI века обеспечена колоссальными политическими, организационными и финансовыми ресурсами.

Республика Беларусь одной из первых поддержала этот проект и заявила о готовности в нем участвовать. Беларусь имеет статус «страны, расположенной вдоль Шелкового пути». И это позволяет включаться в реализацию названного проекта всем отечественным потенциалом – торгово-экономическим, научно-техническим, гуманитарным, правоохранительным. Проект дает возможность участвующим в нем странам скорректировать свою экономическую политику в сторону более масштабного, высокоуровневого, глубокого и взаимовыгодного регионального сотрудничества.

Наша страна заинтересована в китайских инвестициях в транспортную сеть, логистическую систему и в инфраструктуру в целом в рамках проекта «Пояс и путь». Соответствует интересам Беларуси и предлагаемое в рамках «Пояса и пути» сотрудничество в областях сельского, лесного и рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, а также в сферах гидроэнергетики, атомной энергии, ветроэнергетики, солнечной энергии и других видов экологически чистой и возобновляемой энергии.

Что же совместно сделали белорусские и китайские ученые, чтобы белорусско-китайское сотрудничество в рамках проекта «Пояс и путь» принесло обеим странам реальные значительные результаты? Почти ничего. Глубоких, системных, практически значимых исследований по этой теме нет. Хотя с начала реализации проекта прошло уже четыре года.

Не появились и крупные совместные проекты, которые бы реализовывались в рамках строительства Экономической полосы Шелкового пути при финансово-кредитной поддержке Фонда Шелкового пути. Между тем ресурсы этого Фонда, а это 55 миллиардов долларов США, активно распределяются. Уже к концу первого квартала 2017 года Фонд утвердил 15 проектов с планируемым объемом финансирования в 6 миллиардов долларов. Отдельно 2 миллиарда долларов Фонд вложил в создание китайско-казахстанского фонда сотрудничества в области производственных мощностей.

При реализации совместных проектов могут привлекаться и ресурсы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (в отношении этого банка существует ошибочное мнение, что он не может работать в европейских странах).

Конечно, значимым проектом строительства Экономической полосы Шелкового пути является Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Однако решение о его создании было принято еще в 2010 году, хотя, вне всякого сомнения, проект «Пояс и путь» значительно ускорил реализацию этого проекта.

Вместе с тем, учитывая масштабы, роль и значение Индустриального парка «Великий камень» в системе белорусско-китайского сотрудничества, научно-информационное и научно-методическое обеспечение этого проекта могло бы стать самостоятельной, пятой, темой совместной работы белорусских и китайских ученых.

Индустриальный парк «Великий камень» в основном нацелен на привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых и иных льгот, либерализации валютного и таможенного контроля. Тем не менее, представляется, что основной целью Парка должно стать не только привлечение иностранного капитала, но и апробирование новых способов государственного регулирования международной торговли, финансового сектора, корпоративного менеджмента, государственно-частного партнерства, управления структурными образованиями с особым режимом хозяйствования, городского планирования и так далее.

Парк, таким образом, должен стать, по существу, одной большой экспериментальной площадкой накопления опыта организации суперсовременного производства и подготовки национальных кадров. Успешное функционирование Парка предопределит возможность распространение его опыта на другие регионы страны, что повысить эффективность и конкурентоспособность белорусской экономики в целом.

Эти пять тем в целом исчерпывают первое основное направление сотрудничества белорусских и китайских университетов.

Вторым основным направлением, убежден, должно стать сотрудничество белорусских и китайских университетов по проблемам развития образовательных отраслей наших стран.

Обеспечение успешного социально-экономического развития любой страны в XXI веке невозможно без опережающего развития национальных систем образования вообще и университетского образования в особенности. Эта задача сегодня в равной степени актуальна как для Беларуси, так и для Китая.

В Китае хорошо понимают это, направляя на развитие национального образования огромные средства, в том числе национальный частный, а в последние годы и зарубежный капитал. Инвестиции в образование рассматриваются как наиболее эффективные долгосрочные вложения в экономические ресурсы страны.

Университеты Беларуси и Китая могли бы объединить свои усилия в разработке и внедрении наиболее перспективных образовательных моделей, опираясь как на зарубежный опыт, так и на национальные достижения и традиции. Это первая тема для совместной работы по второму основному направлению. Многое из опыта развития китайской образовательной системы (включая дошкольное, школьное и профессиональное образование) можно было бы использовать в развитии белорусского образования.

К примеру, заслуживает пристального внимания и изучения накопленный в китайских университетах опыт организации дистанционного обучения (в структуре Даляньского политехнического университета уже много лет работает Институт дистанционного и продолжающегося обучения, в котором в текущем учебном году занимается более 100 тысяч человек), а также опыт использования информационно-коммуникационных технологий, организации работы магистратуры, функционирования системы обеспечения контроля качества, приглашения зарубежных ученых и специалистов на должности заведующих кафедрами, руководителей лабораторий , профессоров и преподавателей.

Вторая тема – подготовка кадров, как на уровне бакалавриата, так и особенно на уровне магистратуры и аспирантуры. Сотрудничество белорусских и китайских университетов по этой теме также должно быть более целенаправленным, системным и результативным. В том числе и в форме создания совместных учебных заведений. Это относится как к подготовке кадров для наиболее перспективных отраслей национальных экономик, так и с учетом основных направлений и проектов двустороннего сотрудничества. Это прежде всего IT-сфера, энергетика, прежде всего ядерная и использующая возобновляемые источники, транспорт (воздушный, автомобильный, железнодорожный), здравоохранение, строительство и производство строительных материалов, космос, туристическая отрасль и ряд других.

Для названных и ряда других отраслей китайские университеты готовят высококлассных специалистов. И Беларусь в полной мере может использовать эти возможности. Будет уместным в связи с этим отметить, что развивая свой академический и научный потенциал, китайские вузы все увереннее теснят в мировых рейтингах известные всему миру университеты. Так, в рейтинге QS World University Rankings (2016-2017гг.) в первую сотню лучших в мире вошли 8 (восемь!) китайских университетов, а 6 из них – в число 50 лучших. В рейтинге же технических университетов мира пять китайских университетов вошли в первые тридцать лучших на планете.

Еще больше впечатляет динамика движения китайских университетов в этом рейтинге: если, к примеру, университет Цинхуа в 2014-2015 гг. был на 47-м месте, то уже в 2016-2017 гг. – на 24-м, соответственно Пекинский университет – на 57-м и на 39-м, Фуданьский – на 71-м и на 43-м.

В двустороннем сотрудничестве университетов больше внимания следует уделить, как уже отмечалось выше, созданию совместных учебных заведений. В Китае эта работа ведется на основании «Положения о создании совместных учебных заведений в КНР», изданного Госсоветом КНР еще в 2003 году. К настоящему времени число совместных учебных заведений и совместных образовательных программ в КНР достигло нескольких тысяч. В Беларуси эта работа только разворачивается. Первый совместный белорусско-китайский институт, созданный БГУ и Даляньским политехническим университетом, начал работать в 2017 году в Даляне.

В Беларуси было бы целесообразным в числе первых совместных с КНР учебных заведений создать, опираясь на многолетний опыт Китая, Белорусско-китайский институт (университет) дистанционного обучения, обеспечив его привлекательность для белорусских граждан и русскоговорящего населения стран СНГ. Промедление с созданием такого учебного заведения может привести к тому, что эту нишу займут другие, а Беларусь упустит не только возможности наращивания экспорта образовательных услуг, но и создания необходимых условий для своих граждан, которые будут вынуждены пользоваться услугами зарубежных университетов.

Межуниверситетское сотрудничество необходимо более широко использовать и для подготовки кадров высшей квалификации. Еще 2000 году Республика Беларусь и Китайская Народная Республика подписали Межправительственное соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях. В КНР это соглашение работает, у нас нет. Сегодня это серьезно затрудняет формирование белорусской школы китаеведения, изучение молодыми исследователями опыта социально-экономического развития китайского общества. Хотелось бы, чтобы Высшая аттестационная комиссия Беларуси предприняла необходимые меры по снятию этих, во многом надуманных, препятствий.

И третья тема. Огромные перспективы имеет сотрудничество университетов в коммерциализации результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава. Речь идет об объединении финансовых, организационных и иных ресурсов белорусских и китайских университетов в создании в Беларуси и в Китае совместных предприятий по производству конкурентоспособной продукции (товаров и услуг) и реализации ее на своих рынках и рынках третьих стран.

Интересный и актуальный для нас опыт такой работы накоплен в Китае. Изучение и использование его в Беларуси способно оказать большое положительное влияние на стимулирование университетских ученых, повышение их статуса в обществе, в целом повышение авторитета университетов и увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны.

В данной статье предлагаются наиболее актуальные и реальные, по мнению автора, направления и темы сотрудничества белорусских и китайских университетов. Конечно, это сотрудничество потребует определенной правовой, финансовой и организационной поддержки министерств образования и других государственных органов Китая и Беларуси. И делать это необходимо. Во-первых, потому что этому нет конструктивной альтернативы, а, во-вторых, результаты в стократном размере окупят эту поддержку.